Новая школа – центр общественной жизни

1 марта во всем мире отмечается Международный день ОАШ. О новом формате учебных заведений рассказывает координатор проекта «Общественно активная школа как фактор формирования гражданского общества в условиях Северного Кавказа», Марина Мизова.

1 марта во всем мире отмечается Международный день общественно-активной школы. О новом формате учебных заведений рассказывает координатор проекта «Общественно активная школа как фактор формирования гражданского общества в условиях Северного Кавказа», заведующая кафедрой управления образованием Института повышения квалификации и переподготовки работников образования КБГУ Марина Мизова.

– Марина, чем отличается общественно активная школа от школы обычной?
– Общественно активная школа не только создает условия для обучения, но и объединяет преподавателей, учеников и жителей того района, в котором находится школа, для решения социально значимых проблем. Школа не просто дает знания, она воспитывает подрастающее поколение и помогает использовать его возможности на благо всего общества. Здесь особое внимание уделяется развитию молодежного движения и привлечению к общим делам местных жителей, укреплению семьи и отношений между жителями сообщества. Этого требуют сегодня федеральные государственные образовательные стандарты и национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Каждое общеобразовательное учреждение может быть полезно тому сообществу, в котором оно находится. Приведу пример, который встречается практически во всех общественно активных школах, – школьные библиотеки, которые открыты не только для учеников, но и для их родителей, пенсионеров, молодых людей. В таких библиотеках можно получить книги, почитать свежие газеты. Кроме того, мы знаем, что стадионов и спортивных площадок сегодня стало меньше, и те, которые располагаются на территории школы, могут стать общедоступными. Есть и уникальные ситуации, когда речь идет об оказании на территории школы услуг: мы поддержали инициативу школы №8 в г. Прохладном о создании школьного телевидения, благодаря чему школьники могут освоить популярную специальность.
– Каким образом в общественно активных школах решают проблемы учеников и местных жителей?
– Общественно активные школы все делают на проектной основе. Проекты отражают те проблемы и вопросы, которые существуют в местном сообществе. ОАШ в России появились в кризисные 90-е годы, а в Кабардино-Балкарию «пришли» в 2009 году: мы получили грант Фонда «Новая Евразия», обучили первые школьные команды. В одну такую команду входят директор школы, заместитель по воспитательной работе и классные руководители. Руководит проектом директор нашего института, профессор, доктор педагогических наук Нина Гузеровна Емузова. Сейчас модель ОАШ реализуют уже 25 школ из восьми муниципальных районов республики. Мы не читали и не читаем лекции, команды учатся самостоятельно выявлять значимые проблемы и писать проекты, которые помогут эти проблемы решить, выстроить миссию учебного заведения. Проекты составлены так, что в процессе решения социальных проблем школьники приобретают знания и опыт в той области, к которой относится проблема. Примеров много. Школьная команда в с. Залукодес разработала проект «Школа – территория здоровья»: изучила проблему, создала такую модель образовательного пространства школы, которая формирует культуру здоровья. Школа №5 г. Нальчика запустила проект по взаимодействию семьи и школы в организации комплексной профориентации обучающихся «Правильный выбор»: школьники посещают рабочие места родителей, знакомятся с различными специальностями и имеют возможность определиться с выбором своего будущего. В гимназии №4 г.Нальчика работает проект «Школа бизнеса и предпринимательства». Как промежуточный результат уже имеется банк проектов обучающихся Школы бизнеса, расширена сеть социальных контактов, создана бизнес-площадка для практического применения приобретенных навыков. Кахунская школа №2 запустила проект «Грани», поддерживающий творческие устремления школьников. Для с.Кахун актуальна проблема оттока молодых людей в школы Нарткалы. Школьный театр и творческие кружки помогают увлечь учеников интересным делом и повышают конкурентоспособность школы.
– Насколько велика потребность в школах такого вида в нашей республике с учетом нашей ментальности?
– Сегодня в Кабардино-Балкарии есть неотложная потребность воспроизвести опыт предыдущих лет, когда школы обучали и активизировали общество. Во многих городах, селах и поселках нашей республики школа является единственным центром образовательной, культурной и духовной жизни общества. В настоящее время существует также проблема разобщения людей. Бывает, что в селах нет клубов, библиотек, места, где люди могли бы собираться и проводить время. Учитель в селе – это авторитет. Сельская школа может активизировать общественные движения и развить местные традиции. Такие школы становятся базовыми площадками федерального значения. Пример тому – школа №2 в Тырныаузе и школа в Терсколе с ее особой атмосферой и учениками, активно участвующими в различных акциях. ОАШ помогает собрать местное сообщество воедино, предоставляет свои помещения, изучает свой микрорайон, знает его историю и планирует свое будущее. Например, в селе Дыгулубгей Баксанского района в школе №10 открыт музей села. В его создании участвовали не только учителя и ученики, но и местные жители. В общественно активной школе учителя становятся другими: они не просто преподают свои предметы, а умеют заинтересовать ребенка общественной деятельностью. И это очень важно: все лидеры в той или иной степени были общественными деятелями.
– Что готовят участники проекта «Общественно активная школа как фактор формирования гражданского общества в условиях Северного Кавказа» в 2013 году?
– Планируем провести Всероссийскую научно-практическую конференцию, где будет представлен опыт Кабардино-Балкарии и опыт наших коллег из других регионов СКФО, работающих в этом направлении. Опыт проведения конференций такого формата у Института повышения квалификации и переподготовки работников образования КБГУ уже есть: в октябре 2011 прошла Всероссийская научно-практическая конференция «Общественно активная школа в контексте современных требований в образовании», которая объединила более 150 участников из десяти регионов РФ. А 1 марта общественно активные школы республики организуют празднование Международного дня общественно активной школы.
Подготовила 
Вероника ВАСИНА
 
Источник: "" 
Дата публикации: 01.03.2013



Выходные данные

"Кабардино-Балкарская Правда" от 1 марта 2013 года. http://www.kbpravda.ru/readarticle.php?article_id=22251

Что такое общественно-активная школа?

На этот вопрос отвечают:

Выберите, кто Вам ближе, и получите информацию по ОАШ

Нажми меня