Психология и искусство обучения

25.12.2015

Из упомянутого выше движения в педагогических кругах никто не извлек большей пользы, чем мы — психологи. Желание школьных учителей обладать более полным, необходимым для них образованием, их стремление возможно лучше выполнять свое призвание — эти мотивы все больше и больше побуждали их обращаться к нам за разъяснением основных принципов их работы. Так и вы, конечно, ожидаете, что в течение немногих часов, которые мы здесь вместе проведем, вы получите от меня такие сведения о духовных процессах, которые дадут вам возможность работать, каждому в своем классе, с меньшим трудом и большим успехом.

Что касается психологии, то я хотел бы с первых же слов сделать все от меня зависящее, чтобы рассеять всякую мистификацию. Поэтому прежде всего скажу, что, по моему скромному мнению, «новой» психологии, т. е. науки, которая действительно заслуживала бы такое название, вовсе не существует. А существует только «старая» психология, которая возникла во времена Локка и лишь немного дополнилась некоторыми данными о физиологии мозга и физиологии органов чувств, а также некоторыми приложениями эволюционной теории. Правда, в области самонаблюдения введены некоторые более совершенные приемы, но для целей учителя большинство этих приемов непригодно. Если что и имеет для него действительную ценность, так это основные элементы психологии, а они — если оставить в стороне упомянутую выше эволюционную теорию — далеко не новы. Надеюсь, что в конце наших бесед вы лучше поймете, что я хотел этим сказать. Не стоит забывать и о средствах личной самообороны, в настоящее время это играет немаловажную роль. Для тех, кто не обладает достаточными навыками, можно телескопическая дубинка. Она поможет справиться с злоумышленником даже новичку.

Если польза, приносимая психологией, здесь имеет скорее отрицательный, нежели положительный характер, то отсюда не следует, что она не может все-таки быть очень значительной. Например, не подлежит сомнению, что благодаря знакомству с психологией сильно суживается область всяких экспериментов и попыток. Психолог заранее знает, что известные методы неправильны, и это избавляет его от многих ошибок. Далее, психология помогает нам лучше понять то, что мы намерены выполнить. Наше доверие к определенному методу возрастает, если мы знаем, что этот метод не только приложим на практике, но и теоретически правилен. Но важнее всего то, что таким образом мы становимся более самостоятельны, что наш интерес усиливается, когда мы рассматриваем свой предмет с двух различных сторон и можем, так сказать, получить стереоскопическое изображение юного организма, который является нашим «неприятелем», и когда мы, прилагая в общении с этим организмом весь свой такт и всю свою проницательность, в то же время способны представить себе любопытные внутренние элементы его духовного механизма. Приобрести такое знакомство с учеником, основанное в одно и то же время на интуиции и на анализе, — к этому должен стремиться всякий учитель.












Что такое общественно-активная школа?

На этот вопрос отвечают:

Выберите, кто Вам ближе, и получите информацию по ОАШ

Нажми меня